Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Анкетирование

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ

Загрузить бланки анкет можно по этой ссылке

Общие положения

Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.

Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению ПАВ [1].

Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ.

С этой целью рекомендуется проведение психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с 11-летнего возраста.

Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Химическая зависимость – синдром, сочетающий физиологические, поведенческие и когнитивные явления, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома химической зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество для достижения состояния психического комфорта. Синдром выражается в постоянных мыслях о психоактивном веществе , подавленности, подъеме настроения в предвкушении его приема.

Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности.

Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Первичная профилактика – это действия, направленные на недопущение первых проб, предупреждение распространения потребления ПАВ. Включает раннее выявление лиц имеющих риск формирования зависимого поведения, мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на изменение дезадаптивных форм поведения, семейное консультирование.

Вторичная профилактика – действия, направленные на предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды злоупотребления ПАВ. Включает формирование у несовершеннолетних мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью.

Известно, что на формирование зависимого поведения индивида влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска. Приведем их обзор:

  • психологический фактор риска:

- поведенческий (недостаток самоконтроля; проблемы (трудности) в межличностном общении; чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих; неспособность к принятию решений; склонность к рискованному поведению; привычка уклоняться от жизненных трудностей; деструктивные стратегии копинг-поведения; личный опыт проб ПАВ);

- мотивационно-потребностный (любопытство; высокая потребность в поиске ощущений; разрыв между высоким уровнем притязаний и возможностью их реализации);

- эмоциональный (низкая фрустрационная толерантность; тревожно-мнительные черты характера; частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях; гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям; стремление избегать нежелательных эмоциональных состояний и скуки; импульсивность, нарушения привязанности; алекситимия);

- характерологический (неустойчивый, эпилептоидный и гипертимный типы акцентуаций характера);

- когнитивный (проблема интересов; низкий интеллектуальный уровень; высокий интеллектуальный уровень);

- Я-концепция (неадекватная самооценка; низкое самоуважение; комплекс неполноценности);

  • семейный :

- в области реализации семейных функций (отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; насилие в семье; снижение функции социального контроля; неуважительные, взаимоотвергающие отношения в семье; невовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений);

- в области супружеских взаимоотношений (затяжные, стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты);

- в области родительско-детских отношений (гипер- и гипопротекция; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания; конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества, директивность и вспыльчивость; низкий авторитет родителей в глазах подростка; чрезмерная концентрация родителей на ребенке либо дистанцирование от него; недостаточная или патологическая привязанность, неадекватный контроль за ребенком);

  • ближайшего окружения (наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками; принадлежность к «отвергнутым», пребывание в группе, где употребляют ПАВ);
  • образовательный (хроническая академическая неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частая смена учреждений образования; общественная пассивность; частые прогулы, пропуски занятий) [2].

Нормативные правовые основания для организации и проведения психосоциального анкетирования

Проведение психосоциального анкетирования среди обучающихся учреждений общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (общий возрастной диапазон 11-18 лет) на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов организуется во исполнение подпункта 1.5 пункта 1 заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2014 года № 10 «О совершенствовании работы по медицинскому обслуживанию и лекарственному обеспечению населения» и осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования от 18.11.2014 года № 10-07/П-807 «Порядок проведения психосоциального анкетирования и медицинского осмотра учащихся и студентов на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов», утвержденный Министерством образования Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь 10.11.2014 года.

Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики зависимого поведения среди обучающихся. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к формированию химической зависимости, и на основе полученных данных организовывать соответствующую профилактическую работу, эффективную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося.

Основными задачами организации психосоциального анкетирования на предмет употребления ПАВ являются:

- получение объективных данных распространенности потребления ПАВ среди обучающихся;

- определение «группы риска» из числа обучающихся для проведения вторичной профилактики;

- повышение мотивации обучающихся «группы риска» на необходимость прохождения медицинского осмотра.

Процедура психосоциального анкетирования

Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год. Рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).

Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося склонность к формированию химической зависимости.

В целях получения объективной информации анкетирование, обработку данных, подготовку выводов и рекомендаций целесообразно проводить специалистам СППС учреждения образования.

Объектом диагностики являются три возрастные группы обучающихся:

старшая группа –16-18 лет;

средняя группа – 14-15 лет;

младшая группа – 11-13 лет.

Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения об обучающемся и его возрасте (для получения более достоверных ответов обучающихся целесообразно личные данные указывать в виде кода/шифра. Например, номер группы, номер по списку в учебном журнале и др.)

Диагностический инструментарий психосоциального анкетирования обучающихся 11-18 лет на предмет употребления ПАВ включает:

- анкету и опросник для обучающихся 16-18 лет (Приложение 2);

- анкету для обучающихся 14-15 лет (Приложение 3);

- анкету для обучающихся 11-13 лет (Приложение 4).

Анкета заполняется респондентом самостоятельно в письменной форме.

Необходимо обеспечить конфиденциальность полученных результатов психосоциального анкетирования. Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании). При получении положительного результата обучающегося вместе с родителями в обязательном порядке направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.

Для изучения мнения родителей обучающихся можно рекомендовать опросник, который позволяет самостоятельно изучить проблему употребления ПАВ (Приложение 5).

С целью получения более достоверных результатов диагностики специалист СППС может ознакомиться с мнением любого из педагогических работников относительно обучающегося, используя опросник (Приложение 5).

Правила проведения психосоциального анкетирования

1. Для проведения психосоциального анкетирования обучающихся 11-13 лет необходимо согласие родителей в письменной форме, в возрасте от 14 лет и старше анкетирование осуществляется с согласия самих обучающихся (Приложение 1).

2. Перед проведением анкетирования специалист учреждения образования проводит инструктаж (возможность изменения решения; необходимость своего ответа в строчке «Свой вариант ответа» и пр.).

3. Перед началом анкетирования необходимо выделить время для ознакомления обучающихся с вопросами.

4. При возникновении затруднений ответов на некоторые вопросы возможны комментарии специалиста или индивидуальная психолого-педагогическая поддержка.

5. Проведение и обработка результатов анкетирования возлагается на специалистов СППС учреждения образования.

6. Специалист обязан мотивировать обучающихся на качественное заполнение анкет и опросника.

Условия проведения психосоциального анкетирования

1. Корректное и уважительное отношение к каждому родителю/законному представителю и обучающемуся.

2. Создание в процессе проведения диагностики спокойной, доброжелательной обстановки.

3. Запрет в ходе заполнения анкет на взаимопомощь в подборе вариантов ответов, на общение между анкетируемыми.

4. Для получения более достоверных результатов о личных данных обучающихся целесообразно использовать код / шифр (номер группы (класса), номер по списку в учебном журнале).

5. Обеспечение руководителем учреждения образования сохранности письменных согласий на проведение опроса, результатов анкетирования, а также обеспечение конфиденциальности и невозможности несанкционированного доступа к ним.

6. Своевременное в корректной форме ознакомление родителей с показателями высокой степени риска ребенка.

7. Право родителей пройти рекомендованный опросник самостоятельно или с помощью педагога-психолога.

8. Для получения более достоверных результатов право проведения специалистом СППС диагностики любого педагогического работника, осуществляющего образовательный процесс.

Полученные данные должны быть использованы для организации дифференцированной профилактической работы, учитывающей личностные особенности и социальные характеристики обучающихся, особенности образовательной среды и уровень распространенности употребления ПАВ среди обучающихся конкретного учреждения образования.

Специалисты СППС обязаны проводить с обучающимися, склонными к формированию химической зависимости, коррекционную работу с целью оказания им помощи в осознании механизмов формирования их собственного поведения; формирования у них адекватного представления о себе, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им, ценить и беречь семью, формирования активной гражданской позиции, развития семейных ценностей и навыков здорового образа жизни.

При проведении вторичной профилактики с обучающимися, склонными к формированию химической зависимости, рекомендуется проведение как индивидуальных, так и групповых форм работы.

В целях методической поддержки специалистов рекомендуется использовать пособия с грифом «Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь», а также издания УО РИПО:

Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В.Аксючиц. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 216 с.

Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь : Белый Ветер, 2015. – 215 с.

Корзенко, В.Н. Основы формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / В.Н. Корзенко, А.Л. Смотрицкий, Г.Е. Смотрицкая. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 176 с.

Бедулина, Г.Ф. Формирование здорового образа жизни: социально-педагогическое проектирование: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений / Г.Ф. Бедулина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 192 с.

Решительное НЕТ табакокурению: пособие для учителей и кл. рук. (с электронным приложением) / авт.-сост. И.В. Залуцкий, С.В. Петрович, Т.Н. Глинская. – Минск : НИО, 2007. – 72 с.

Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы для лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. – Минск : Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.

Богословская, В.С. «Программа «САН (самочувствие, активность, настроение)»: пособие для психологов, соц. педагогов, воспитателей / В.С. Богословская, А.И. Янчий. – Минск : НИО, 2007. – 120 с.

Луговцова, Е.И. Психология формирования здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов соц. учреждений общ. сред. образования / Е.И. Луговцова. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 192 с.

Профессионально-личностное развитие учащихся. Сборник коррекционных программ / С.Р. Бутрим [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – Минск : РИПО, 2013. – 263с.;

Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи: сб. метод. материалов/под ред. О.С. Поповой, А.В. Самуль, Л.И. Саранцевой. – Минск : РИПО, 2015. – 324 с.;

Формирование активной гражданской позиции учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования сб. метод. материалов / сост. : Л.И. Змитрачкова, Г.П. Юрьян ; под ред. О.С. Поповой, Ю.В. Емельяненко. – Минск : РИПО, 2015. – 235с.

Заключение

1. Информация о результатах проведенного психосоциального анкетирования направляется учреждениями образования в управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно не позднее 1 декабря (Приложение 6 – 7);

управления (отделы) образования, спорта и туризма ежегодно до 15 декабря представляют сводную информацию о результатах психосоциального анкетирования в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома;

управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома ежегодно до 1 января направляют в Министерство образования сводную аналитическую информацию о результатах психосоциального анкетирования.

2. Результаты проведения анкетирования в каждой возрастной группе используются для проведения вторичной профилактики зависимого поведения специалистами СППС учреждения образования и специалистами соответствующего профиля (из учреждения здравоохранения, внутренних дел).

3. Результаты анкетирования в старшей группе (учащиеся 16-18 лет) являются наиболее достоверными, поскольку анкета усилена опросником, предназначенным для выявления психологических особенностей, предопределяющих склонность к формированию химической зависимости. Анкета выявляет социальные факторы риска, а также степень употребления ПАВ обучающимися. Поэтому при выявлении высокой степени риска, по итогам проведения опросника и анкеты, следует рекомендовать родителям обучающихся обратиться за консультацией в учреждения здравоохранения.

4. По желанию родителей специалист СППС при желании родителей может проводить диагностику с родителями и консультировать их в рамках своей компетентности по вопросам профилактики формирования химической зависимости у детей.

Список использованных источников:

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Республики Беларусь // adu.by/wp-content/uploads/2015/.../koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.

2. Кулганов, В.А. Превентология. Профилактика социальных отклонений / В.А. Кулганов, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – СПб. : Питер, 2014. – 304 с.

3. Хриптович, В.А. Разработка личностного опросника для подростков «Риск химической зависимости» / В.А. Хриптович // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2. Вып. 13 / под ред. В.Ф. Беркова. – Минск : РИВШ, 2013. – С. 234–241.

4. Корчагина, Г.А. Организация мероприятий по раннему выявлению случаев употребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях / Г.А. Корчагина, Е.В. Фадеева, Н.И. Зенцова. – М. : ФГБУ «Национальный научный центр наркологии» Минздрава России, 2013. – 56 с.

5. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами // Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени. – М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 336 с.

6. Юсупов, В.В. Психологическая диагностика зависимого поведения. Риск развития, методы раннего выявления / В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. – СПб. : Речь, 2007. – 128 с.

7. Полякова, О.Б. Особенности психодиагностики и психопрофилактики наркозависимости. – М. : МПСУ, 2015. – 216 с.

Разделы сайта