Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими реакциями Не следует любого возбужденного ребёнка относить к гиперактивным. Если ребёнок полон энергии, если она бьёт через край, отчего порой малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребёнок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребёнка случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребёнок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный ребёнок – баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребёнок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в четыре года. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделён на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный. Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение, по крайней мере, шести месяцев. A. Дефицит внимания: 1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки. 2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении. 3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно. 4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить. 5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое. 6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения. 7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается. 8. Легко отвлекается посторонним шумом. 9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности. B. Гиперактивность и импульсиность: 1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями на стуле. 2. Должен часто вставать с места. 3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег. 4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга. 5. Действует, как будто «заведенный». 6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д.. 7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы. 8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.. 9. Вмешивается в разговор или деятельность других. C. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек — 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%. Более чем у половины детей, страдавших синдромом нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст. Рекомендации - Игнорировать истерические реакции. - Предупредить класс не обращать внимания в момент истерики. - Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения. - Не стремиться угодить. - Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение это ему и надо (подсознательно). - Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки. - Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел свои трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т. к. неутолимая жажда признания. - Высокий уровень притязаний. Определить круг доступных притязаний. - Требует много льгот для себя. - Лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой. - Не критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков — одно замечание или наказание. - Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного. - Усилить систему поощрений и наказаний (наказание — неподвижностью). Такое наказание он запомнит. - Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся. - Влияние всепрощающих взрослых устраняется. Семья один человек — требования всех членов едины. - Ожесточить режим. Пресекать бесцельное времяпровождение. - Ребенок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не постоянный. - Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое. - Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо». - Повышать самооценку, уверенность в себе. Импульсивные, невнимательные, чрезмерно подвижные, непослушные, неугомонные, упрямые, эмоционально неустойчивые, вспыльчивые, нетерпеливые… Всё это характеристики гиперактивных детей, страдающих минимальной мозговой дисфункцией (ММД). В последнее время вследствие широкой распространённости синдром дефицита внимания* и гиперактивности**(СДВГ) активно исследуется специалистами в области медицины, психологии и педагогики. Замечено, что мальчики страдают СДВГ значительно чаще, чем девочки. У девочек чаще наблюдается особая форма синдрома дефицита внимания без гиперактивности. Причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности окончательно не выявлены, несмотря на большое количество исследований. Однако, на современном этапе исследования СДВГ можно выделить три доминирующих группы факторов в развитии синдрома: - генетические факторы; - повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; - негативное воздействие внутрисемейных факторов. Следует также отметить, что, несмотря на то, что активных, подвижных, невнимательных детей немало, диагноз «СДВГ» может поставить только врач-невропатолог. Родителям с таким «неугомонным моторчиком» бывает очень нелегко: он не сидит на месте, бегает, везде всё хватает, проявляет непреодолимое упрямство, капризничает… Ребенку тоже непросто: зачастую он устаёт «сам от себя»! Что важно знать и как себя вести родителям с гиперактивным ребёнком? И как найти подход к такому ребёнку учителю? Рекомендации родителям гиперактивных детей В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале. Старайтесь не прибегать к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он должен всегда чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности. Старайтесь, по возможности, избегать слов «нет» и «нельзя» («Так говорят только невоспитанные» – вместо «Не говори так»; «На столе не сидят» — вместо «Нельзя сидеть на столе»…). Поручите ему какие-то дела по дому, которые необходимо выполнять регулярно (помогать маме убрать со стола, подметать вечером пол на кухне…). Можно ввести знаковую систему вознаграждения – каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать маленькой игрушкой, сладостью или чем-нибудь другим. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его возрасту и способностям. Определите для ребёнка чёткие рамки поведения (рамки дозволенного)- что можно и чего нельзя. Гиперактивные дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим. Не навязывайте ему чрезмерно жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья, в отношении других не будьте излишне придирчивы. Вызывающее поведение, зачастую, – способ привлечь к себе внимание. Проводите с ним больше времени: играйте с ним, читайте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя с другими людьми, учите его основам нравственности. Выслушивайте то, что хочет сказать Вам ребёнок. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Поощряйте ребёнка за соблюдение режима. Старайтесь дома создать для ребёнка спокойную обстановку: неяркие обои, минимальное количество ярких предметов, порядок в комнате. Оберегайте ребёнка от переутомления. Не позволяйте ему подолгу сидеть у компьютера и телевизора. Избегайте, по возможности, большого скопления народа. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию (прогулки, бег, спортивные игры). Но не переутомляйте этим ребёнка. Хорошо организовать в его комнате спортивный уголок. Воспитывайте у ребёнка интерес к каким-нибудь интересным занятиям. Хорошо, если в свободное время ребёнок будет занят своим хобби. Однако не следует перегружать его занятиями в различных кружках, особенно таких, где есть значительные нагрузки на память и внимание. И не заставляйте заниматься ребёнка тем, что ему не нравится. Воспитывайте в ребёнке навыки адекватного выражения и управления гневом и агрессией. Проявляйте достаточно твёрдости и последовательности в воспитании. Помните! Спокойствие – лучший пример для ребёнка!!! Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми 1. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для такого ребёнка – в центре класса, в центре стола. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений. 2 .Занятие должно включать в себя минуты активного отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением. 3. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло — во время урока попросите раздать картинки, собрать карандаши… 4. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи на занятиях поощряйте и вознаграждайте. Не скупитесь на устную похвалу, если он справился даже с небольшим заданием. 5. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ребёнку предстоит выполнить объёмное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и педагог периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. 6. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребёнка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребёнку. 7. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих заданий, избегая монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов. 8. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Пусть он станет экспертом в некоторых областях знаний. 9. Используйте «позитивную модель» коррекции: хвалите ребёнка всегда, когда он этого заслуживает. 10. Необходимо научиться договариваться с ребёнком, а не стараться сломить его. 11. Запомните: прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку… 12. При разговоре с ребёнком опуститесь на уровень его глаз (присядьте), посмотрите ему в глаза, возьмите за руки. Помните! Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями!!! Синдром гиперактивности Кто из родителей хотя бы раз с тревогой не всматривался в своего ребенка – «какой-то он не такой как все». В основе «трудного» поведения часто лежит заболевание, которое называется «синдром гиперактивности с дефицитом внимания «СДВГ». Его причина – мозговая дисфункция, вызванная, в свою очередь, наследственностью, родовыми травмами и т.д. СДВГ (синдром гиперактивности) – органическое поражение мозга. Призывать ребенка сосредоточиться или надеяться, что рассосется, нельзя — заболевание лечится под наблюдением невролога или психиатра, часто медикаментозно. Самолечение или пуск на самотек приводят к неврозам и психопатоподобным расстройствам. Признаки синдрома гиперактивности с дефицитом внимания: Такой ребенок — стихийное бедствие в масштабах квартиры. Насторожитесь, если замечаете следующее: - малыш не сидит на месте более пяти минут, совершает много лишних суетливых движений; - действия ребенка бесцельны, импульсивны; - высокая возбудимость сочетается с нарушением внимания; - патологически повышенная двигательная активность — главный признак заболевания. Ребенок постоянно на что-то натыкается, вечно что-то роняет, запинается и падает на ровном месте. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. Когда появляются первые признаки синдрома? - До 2 — 3 лет: беспокойный, прерывистый сон, повышенная чувствительность к свету и шуму, во время бодрствования дети подвижны и возбудимы; - 3 — 4 года — гиперактивные дети неспособны сосредоточенно заниматься: не могут слушать сказки, играть в игры, требующие внимания. Их поступки хаотичны и бесконтрольны. - 5 — 7 лет — сложности с обучением. Такие дети редко доводят дело до конца, их трудно научить читать и писать. Часто они надолго «прилипают» к телевизору, но уже через 5 минут не могут вспомнить, что смотрели. Такого ребенка необходимо своевременно обследовать у невролога, его следует поддержать медикаментозно – такую терапию должен назначить грамотный специалист, т.к. у гиперактивных детей может затормозиться становление всех процессов, в т.ч. и психических; гиперактивность сопровождается нарушением внимания, страдает и произвольная деятельность. У таких детей возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, в школе они постоянно мешают учителям и провоцируют неправильное поведение одноклассников. Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках. Из-за импульсивности дети с СДВГ склонны к травматизации, т.е. нередко совершают опасные действия, о последствиях которых не задумываются. Проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в т.ч. с родителями, братьями и сестрами, педагогами, одноклассниками, постоянно встречаются у детей с СДВГ. В коллективе ребенок с СДВГ служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь берет чужие вещи, мешает окружающим, отвлекая их. Все это приводит к конфликтам, и он становится нежеланным и отвергаемым. Сталкиваясь с подобным отношением, дети с СДВГ часто сознательно выбирают для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ними обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные проблемы. Большинство детей с СДВГ имеют хороший общий уровень интеллектуального развития, о чем свидетельствуют результаты специальных исследований. Тем не менее, во время школьных занятий им сложно справляться с предлагаемыми заданиями. В основе трудностей формирования навыков письма и чтения при СДВГ наряду с нарушением внимания лежат недостаточность координации движений, зрительного восприятия и речевого развития. К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или падает, однако нарушения внимания продолжают в той или иной степени сохраняться вплоть до взрослого возраста. У ряда подростков нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость. У них наблюдаются безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии, нередко возникает тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. В связи с этим усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию СДВГ. Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. • В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах. • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя». • Говорите сдержанно, спокойно, мягко. • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку. • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее действие. • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. • Давайте ребенку возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия. • Помните о том, что гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер . |